Иван Панкеев. «Покров в крестьянской традиции»

Праздник этот считается покровителем свадеб, и поэтому сельские девицы молятся тогда о скорейшем выходе замуж. С этой целью они считают для себя непременным долгом побывать на праздник Покрова в церкви; некоторые ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы. Стараются провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». «Покров Пресвятой Богородицы, - приговаривают они, - покрой мою бедную головку жемчужным кокошником» (то есть сделай меня замужнею женщиной). – «Мать-Покров, покрой мать сыру землю и меня молоду».

Для объяснения такого верования относительно праздника Покрова должно заметить, что у многих народов древности, и в частности у славян, в старину, как и теперь, покрывало (фата) считалось очень важною свадебною принадлежностью, служило признаком замужества.

Один арабский путешественник XII века, описывая древнеславянский брак, говорит, что если кто чувствовал склонность к какой-либо девице, то набрасывал ей на голову покрывало, и она беспрекословно делалась его женою. Известно, что в былое время на Руси невесту водили под венец, закутавши или закрывши всю фатою.

Впрочем, и ныне еще можно видеть во многих местах нашего отечества, что в церкви, под венцом, ставят невесту покрытою с головы до ног фатою. Очевидно отсюда, что по сходству покрывала свадебного с покровом или омофором, Пресвятой Богородицы, простой наш народ присвоил дню Пресвятой Девы покровительство над браком.

При этом нужно заметить, что около праздника Покрова обыкновенно в нашем климате являются первые снега. Они покрывают все окружающее и тем самым невольно наводят на сближение этого естественного белого земного покрова со свадебным покрывалом, или фатою. В силу того русские девицы в своих молитвенных обращениях к Покрову Пресвятой Богородицы приговаривают и так: «Мать-Покров! Покрой землю снежком – меня молоду платком»; или: «Бел снег землю покрывает – не меня ли, молоду, замуж снаряжает?» Есть даже в народе такая примета: если на Покров выпадет снег, это предвещает много свадеб.

Самое время праздника Покрова в сельскохозяйственном быту представляет особые удобства для празднования свадеб: к этому времени оканчиваются все важнейшие сельские работы; простолюдины наши занимаются теперь слегка своим хозяйством и, живя в достатке естественно, могут спокойно думать о свадьбах.

Отсюда-то без сомнения и ведут свое начало «свадебные осенние недели», которые по церковно-народному Месяцеслову, считаются с праздника Покрова Пресвятой Девы. Еще праздник Покрова Пресвятой Богородицы имеет важное значение в быту народном как день установления срока для новых работ и занятий. Поселяне говорят, например, о наймах: от Покрова до Егорья, от Покрова до Крещенья – и т.д.
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?